Издательство SOE отделилось от компании Sony и стало независимым

Как умирала компания Sony

Все еще помнят, какой великой компанией была когда-то Sony, и какое влияние она оказала на нашу жизнь. Учитывая ее былые заслуги, трудно поверить, что компания вот уже 4 года подряд не получает прибыли, что в этом году, согласно официальному заявлению, планируемые убытки вырастут вдвое — до $6,4 млрд, что сегодня только 15% от ее капитала составляют чистые активы (отношение заемных к собственным средствам — 5,67), а ее капитализация в четыре раза меньше чем десять лет назад!

А ведь еще сравнительно недавно Sony была новаторской компанией и вела рынок за собой. После Второй мировой войны именно Sony создала транзисторный радиоприемник, вскоре завоевавший весь мир. Под началом одного из своих основателей, Акио Мориты, компания оставалась впереди технического прогресса, а ее руководители посвящали большую часть рабочего времени поискам того, как применить его достижения на благо обычных людей. Движимая идеей не занимать, а создавать новые рынки, Sony сыграла роль первопроходца и на долгое время заняла лидирующую позицию в секторе, который мы сейчас называем «бытовой электроникой». Вот только несколько достижений компании:

— Sony усовершенствовала радиоприемники на основе полупроводников в такой степени, что они превзошли по качеству ламповые приборы. Это сделало доступным надежный и недорогой качественный звук.

— Sony создала полупроводниковый телевизор, взамен лампового, — более надежный, функциональный и потребляющий меньше энергии, чем его предшественник.

— Sony разработала телевизионную трубку формата Triniton, резко улучшив качество цветоотображения, и тем самым заставило переключиться на этот формат целое поколение зрителей.

— Sony была одним из первопроходцев видео-технологий, выведя на рынок формат Betamax, — и лишь затем уступила JVC в войне форматов.

— Sony была пионером в создании записывающих видеокамер, превратив полмира в кинорежиссеров-любителей.

— Sony стала пионером на рынке индивидуального культурного потребления, благодаря изобретению плейера «Walkman», который впервые дал людям возможность брать записанную музыку с собой — на компакт-кассетах.

— Sony создала приставку Playstation, которая намного опередила Nintendo, и сделала из домашних видеоигр целый огромный рынок.

Мало какая технологическая компания способна похвастаться сравнимой историей успеха. Очевидцы рассказывали, что когда-то менеджмент компании уделял 85% своего времени вопросам, связанным с исследованиями и разработками, 10% кадровым вопросам и лишь оставшиеся 5% — финансам. Для Акио Мориты финансовые результаты были именно результатами — результатами упорного труда над созданием новых товаров и формированием новых рынков. Если Sony хорошо справлялась со своей основной задачей, результаты должны были соответствовать. И так все и было.

К середине 1980-х в США началась паника по поводу абсолютного господства Sony и других японских компаний в мировом промышленном производстве. Причем не только бытовой электроники, — но и автомобилей, мотоциклов, кухонной техники, стали — число таких отраслей постоянно росло. Политики придумали для японских конкурентов подобных невероятно успешной Sony особое имя — «Корпорация Япония» — и постоянно говорили о том, как японское Министерство международной торговли и промышленности (ММТП) эффективно распоряжается государственными ресурсами, чтобы «выбить с рынка» американских производителей. Пока растущие цены на бензин тормозили рост компаний из США, японские производители умудрялись превращать новые изобретения (зачастую американские) в весьма успешные бюджетные товары, и только наращивали продажи и прибыли.

Так что же случилось с Sony?

В 1950-е годы консультант Уильям Деминг убедил японских руководителей сосредоточиться на том, чтобы производить товары лучше, быстрее и дешевле, — даже в ущерб инновациям. Пользуясь послевоенной зависимостью Японии от иностранного капитала и внешних рынков, этот гражданин США заразил японскую промышленность идеями индустриализации, как она практиковалась в 1940-е — именно ему приписывается инициатива стремительного и массивного наращивания производства военной техники, которое позволило США разгромить Японию.

К сожалению, эта одержимость оставила лидеров японского бизнеса практически без навыков развития и применения инноваций в любых других областях. По прошествии времени Sony стала заложницей увлечения разработкой промышленных товаров, забыв о необходимости освоения новых рынков.

Компьютеры Vaio, как бы хороши они ни были, почти не использовали технологий, рожденных в недрах Sony. Компании пришлось ввязаться в войну с Dell, HP и Lenovo, ее успех стал зависеть от игры на понижение себестоимости/цены производства компьютеров, а не от разработки новых образцов. Sony выработала для себя явно индустриально ориентированную стратегию, сосредоточенную на процессах и объемах производства, вместо того, чтобы постараться создать что-то уникальное и новое, на голову превосходящее предложения конкурентов.

В сфере мобильных телефонов Sony вступила в партнерство с Ericsson, впоследствии целиком его выкупив. Потребители снова не увидели ни новых технологий, ни попытки создать устройство, выделяющееся на фоне конкурентов. Вместо этого Sony сосредоточилась на увеличении объемов выпуска, а также на том, чтобы обойти продукты Nokia, Motorola и Samsung по цене и функциональности. Не имея никакого потребительского или технологического преимущества, Samsung, производящий свои телефоны за пределами Японии, оставил Sony с ее индустриальной стратегией далеко позади за счет более низких издержек.

Когда Sony вышла на новый рубеж конкурентоспособности, выпустив на рынок технологию Blu-Ray, ее стратегия осталась той же самой: сначала найти способ продать как можно больше устройств, работающих в новом формате. Поэтому компания не стала продавать никому саму технологию Blu-Ray. Точно так же она повела себя на рынке аудио-файлов, разработав собственный формат кодирования звука, применимый только на устройствах производства Sony. В условиях информационной экономики такой подход не мог устроить потребителей, поэтому Blu-Ray оказался убыточным начинанием, неинтересным рынку, и та же участь ждала ныне закрытую серию цифровых проигрывателей Sony.

Подобную картину мы наблюдаем практически во всех направлениях бизнеса компании. К примеру, в производстве телевизоров Sony утратила свое технологическое преимущество, когда-то завоеванное благодаря кинескопам Trinitron. В сегменте плоскоэкранных аппаратов Sony предсказуемо — и с предсказуемо плачевными результатами — применила свою индустриальную стратегию, попытавшись одолеть конкурентов за счет увеличения объемов и снижения издержек. Но поскольку эти конкуренты могли пользоваться ресурсами стран с дешевым трудом и капиталом, Sony уже потеряла на этом рынке $10 млрд за последние 8 лет. И не смотря на это, компания не собирается сдаваться и планирует придерживаться своей политики.

Нынешнее руководство Sony несет полную ответственность за поддержание этой проигрышной стратегии.

При Морите во главе угла стояла разработка новых продуктов, а тактика индустриальной эпохи использовалась для снижения издержек. Руководители Sony, пришедшие в компанию позже, уже были обучены по-другому: они пришли реализовывать индустриальную стратегию. В их сознании новые продукты и новые рынки занимали подчиненное место. Они были убеждены, что если Sony будет иметь достаточно высокие валовые показатели, и сумеет достаточно сократить издержки, рано или поздно победа в конкуренции будет ей обеспечена. Причем без всяких инноваций.

К 2005 году Sony достигла кульминационной точки этой стратегии, поставив во главе компании неяпонца. Сэр Говард Стрингер заработал свою репутацию как начальник американского филиала Sony, который, в совершенном согласии с буквой индустриальной стратегии, сократил 30-тысячный штат работников компании на 9 тысяч (то есть, почти на треть). Для Стрингера магистральный курс развития Sony не был связан ни с инновациями, ни с технологиями, ни с новыми продуктами и рынками.

В версии Стрингера индустриальная стратегия означала одержимость сокращением издержек. Если у Мориты совещания менеджмента на 85% посвящались инновациям и рыночному применению технологий, Стрингер принес в бизнес Sony «современный» подход. Руководство Sony стало осуществляться в точном соответствии с рецептами MBA образца 1960-х годов. Сосредоточиться на конкретном ограниченном ассортименте продукции, чтобы нарастить объемы выпуска, стараться избегать затратного развития технологических новинок в пользу массового производства чужих наработок, сократить обновление ассортимента, сфокусировать усилия на увеличении срока службы продукта, продлении срока амортизации оборудования, и постоянно искать способы сокращения затрат. Не жалеть ничего ради этой последней цели, и вознаграждать отличившихся — в том числе щедрыми премиями.

Именно поэтому во время короткого пребывания Стрингера во главе компании Sony не создала ни одного громкого нового продукта. Скорее его правление войдет в историю двумя волнами массовых сокращений — и это в компании (и стране), исторически приверженной политике пожизненной занятости.

Новый глава Sony только что заявил, что собирается реагировать на продолжающиеся убытки — вы угадали — новой серией увольнений. В этот раз, как считают, речь пойдет о 10 000 работников, то есть о 6% всего персонала компании. Новый генеральный директор, господин Хираи, получивший опыт ведения дел под непосредственным руководством Стрингера, продемонстрировал, что не собирается отказываться от индустриальной стратегии.

Конец Sony

Японские законы об акционерном капитале отличаются от американских и европейских. Местные компании зачастую имеют гораздо более высокий уровень задолженности. Иногда они даже могут оперировать с отрицательным показателем собственных средств — что почти во всех других странах формально означает банкротство. Так что маловероятно, что Sony в обозримом будущем инициирует процедуру банкротства.

Но стоит ли вкладывать в Sony? После 4 лет убытков, принимая во внимание веру ее руководства в индустриальную стратегиию и веру в мудрость MBA, которая предписывает уделять внимание цифрам, а не рынкам, нет причин полагать, что траектория продаж или прибылей Sony скоро поменяет направление.

Будучи для Sony наемным работником, которому грозит угодить под очередную волну сокращений, захотите ли вы работать на эту компанию? Бизнес, который систематически подражает внешним трендам в разработке продуктов, который не уделяет почти никакого внимания инновациям, и наоборот думает только об урезании затрат, вряд ли станет интересным рабочим местом. Особенно, если он почти не предлагает перспектив служебного роста.

Он будет так же малоинтересен и для поставщиков — ведь им уже известно, что каждое новая встреча с ними будет посвящена обсуждению способов дальнейшего сокращения расходов — снова, и снова, и снова.

Когда-то Sony была компанией, за которой хотелось следить. Она была новатором, раз за разом открывавшим новые рынки, почти так, как сегодня это делает Apple. Но благодаря индустриальной бизнес-стратегии и стилю руководства, заимствованному из устаревших программ MBA, пора с ней прощаться. Продавайте акции Sony.

# CES | Новая философия и видение будущего от компании Sony

Презентация Sony в рамках конференции CES-2014 вышла довольно долгой. Президент японской компании Кадзуо Хираи очень воодушевлённо рассказывал об истории Sony, о взлётах и падениях своей компании, о новой философии, а также о многом другом.

53-летний Кадзуо Хираи стал президентом Sony в 2012 году, но даже за какой-то год он уже очень многое изменил внутри компании. Он начинал свою работу в Sony в 1995 году. Именно он был одним из тех людей, которые работали над первой игровой консолью компании – Sony Playstation. В 2006 году Кадзуо уже стоял во главе всего развлекательного подразделения Sony Computer Entertainment, а в 2012-м занял пост президента всей компании.

Нужно сказать, что президентское кресло добавило Кадзуо Хираи немало головной боли, ведь компания находилась в невероятно плачевном состоянии. Снижающийся спрос на телевизоры компании и сильная конкуренция со стороны Samsung, огромные убытки в связи с запуском Playstation 3, а также множество других, не самых приятных факторов привели к тому, что Sony оказалась в весьма затруднительном положении. Кадзуо предстояло справиться со всеми трудностями, которые возникли в результате не самых удачных решений его предшественников.

Первым делом он провёл полную реструктуризацию гигантской компании, снизив затраты на те подразделения, которые уже давно не приносили никакой прибыли. Было продано множество активов, в том числе, что повергло многих в шок, два здания штаб-квартиры Sony в США и Японии. Впервые за последние несколько лет компания Sony выбралась из долговой ямы и оказалась пускай и в небольшом, но плюсе.

Новая философия компании подразумевает, прежде всего, исключительное качество продукции, как в плане его функциональности, так и в плане дизайна и ощущений пользователя от его использования. В чём-то Sony начала походить на Apple, при этом не теряя свои уникальные черты, присущие японским дизайнерам и инженерам.

В ходе презентации Кадзуо рассказал о том, что новая философия Sony в области разработки бытовой электроники называется Life Space UX. Инженеры и дизайнеры компании хотят отойти от столь привычных нам «ограниченных рамками экранов», которые сопровождают нас в виде мониторов, телевизоров, планшетов и смартфонов. Экраны отныне должны быть доступны на абсолютно любых удобных для нас поверхностях.

Первыми шагами к реализации этой философии станут уникальные лазерные проекторы с разрешением 4К, которые можно расположить вплотную к поверхности, на которую будет проецироваться изображение.

Отныне не придётся подвешивать проектор под потолком и передвигать мебель, чтобы добиться нужного расстояния проектора от стены и, соответственно, максимальной диагонали картинки. Новые проекторы легко монтируются прямо около белой стены или любой другой поверхности, после чего вы можете добиться невероятно сочной и чёткой картинки диагональю до 147 дюймов.

Первые проекторы этой серии появятся в продаже уже летом 2014 года и будут стоить от 30 000 долларов и выше. Цена пока кусается, но никто и не обещал, что это бюджетная игрушка для широких масс.

Sony также поделилась своим видением интерфейса будущего. Проектор будет проецировать меню на любую поверхность, например, на кухонный стол. А специальные датчики будут отслеживать кончики ваших пальцев, с помощью которых вы сможете производить манипуляции с любыми графическими элементами. Мы уже видели нечто подобное в случае с «сенсорным столом» производства Microsoft, который так и не снискал особого успеха у публики. Sony утверждает, что их технология будет куда более практичной и простой в использовании. Пока это всего лишь концепт, но кто знает, может быть уже через год-два такие проекторы будут висеть над столом в каждой второй кухне и гостиной.

Но основной интерес публики вызвал новый сервис Playstation Now, который основывается на облачных технологиях компании Gaikai, приобретённой Sony за 380 миллионов долларов в 2012 году. Этот сервис позволит играть в игры с консолей Playstation на телефонах, планшетах и даже на телевизорах линейки Bravia. Представьте себе следующую картину: вы приобрели новый телевизор Sony, оплатили сервис Playstation Now, приобрели себе контроллер DualShock 4 и можете играть в огромное количество игр, вышедших для игровых консолей Playstation, Playstation 2, Playstation 3 и Playstation 4, не обладая ни одной из них. Также вы сможете играть во все эти игры с помощью карманной консоли Playstation Vita, так как она тоже является важной частью экосистемы Sony. Инженеры компаний Sony и Gaikai добились такой скорости передачи данных, что в транслируемых с серверов играх практически не чувствуется задержек. Разумеется, у вас в квартире должен быть приличного качества интернет, что в нашей стране, к сожалению, пока ещё большая роскошь. Тем не менее в ближайшем будущем всё может измениться к лучшему, ведь всего каких-то несколько лет назад некоторые из нас пользовались модемами со скоростью 36,6 Кб/с и даже представить себе не могли 100-мегабитное соединение.

Playstation Now будет доступен американским пользователям в режиме бета-тестирования уже в конце этого месяца, а ближе к лету сервис заработает в полную силу. Начиная с сегодняшнего дня, все посетители выставки CES-2014 смогут лично оценить качество этого сервиса на выставочных стендах Sony. Любой желающий сможет «дистанционно» сыграть в такие игры, как The Last of Us, Beyond: Two Souls, God of War: Ascension и Puppeteer на телевизорах Bravia и карманной консоли PS Vita.

Источники:
http://hi-news.ru/multimedia/ces-novaya-filosofiya-i-videnie-budushhego-ot-kompanii-sony.html
http://iccup.com/ru/community/thread/1431217-%D0%B3%D0%B0%D0%B9%D0%B4_%D0%BF%D0%BE_%D0%B3%D0%B5%D1%80%D0%BE%D1%8E_(%D1%82%D0%B0%D0%B9%D0%B4%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0__tidehunter).html

Ссылка на основную публикацию