Обзор Metal Gear Solid V: The Phantom Pain

Обзор Metal Gear Sol >Легендарная серия, упорно приучавшая нас к часовым заставкам и ограниченным пространствам, к пятой части полностью поменяла знакомую концепцию. Metal Gear Solid 5 оказался совершенно другой игрой

Легендарная серия, упорно приучавшая нас к часовым заставкам и ограниченным пространствам, к пятой части полностью поменяла знакомую концепцию. Metal Gear Solid 5 оказался совершенно другой игрой.

После атмосферного, но линейного вступления, похожего больше на триллер с элементами хоррора, The Phantom Pain отдает игрока в объятия геймплея, а сюжет неожиданно отходит на второй план. В новой игре студия Kojima Productions предлагает огромные открытые локации, и только вам решать, как выполнить задание.

Используя удобное меню стильного смартфона-зажигалки под названием iDroid, вы с легкостью управляете базой Diamond Dogs и выбираете ту или иную миссию для прохождения.

Процесс строится на изучении местности, выпытывании данных у солдат противника, сборе документов, подслушивании разговоров, а также тщательном исследовании окружающей среды. Получая новую информацию, вы делаете те или иные выводы, которые помогают продвинуться дальше. С какой стороны зайти, когда действовать, как грамотно обойти опасность, как эвакуировать цель, какие гаджеты использовать… Подстраиваясь под ситуацию на ходу, вы мастерски выходите из сложного положения и это приносит невероятное наслаждение.

Игра всецело поощряет исследование окружения, которое является краеугольным камнем Metal Gear Solid 5. Большинство побочных задач скрыты – в меню указана лишь основная цель для завершения миссии – и открываются в момент выполнения на поле боя. Удобное управление и очень подробная карта со всеми необходимыми обозначениями позволяют осуществить все ваши замыслы.

Дополнительные задания также становятся видимыми после окончания основной миссии, что делает игру привлекательной для любителей рейтингов, трофеев и стопроцентного прохождения.

Мир The Phantom Pain не стоит на месте. Важные цели перемещаются по весьма обширной территории. Это не только прибавляет больше динамики, но и позволяет устраивать засады в самых удобных для вас местах. Погода является важным элементом игрового процесса. Песчаная буря скрывает героя из виду, а проливной дождь заглушает шаги. С приходом ночи ленивые враги засыпают, а остальным будет сложнее вас увидеть.

Колебания атмосферного фронта и низкий уровень ваших подопечных могут помешать использованию эвакуационной системы «Фултон». При плохой погоде вероятность успешного извлечения цели на воздушном шаре, а также кражи тяжелых предметов, вроде контейнеров и танков, значительно снижается. К счастью, игра всегда дает подсказки.

Вообще, все что касается удобства, Metal Gear Solid V: The Phantom Pain сделал внушительный прыжок вперед. Контекстные кнопки со всеми важными обозначениями высвечиваются прямо на экране, прицеливание на правом стике максимально отзывчивое, световые эффекты и маркеры оповестят о попадании в зону видимости противника, а дополнительные предметы, оружие и патроны можно всегда заказать с базы.

Сам персонаж стал более подвижным и гибким, и вы без лишних проблем сможете использовать неровности ландшафта, переворачиваясь на поверхности с пушкой в руках. Модное замедление времени не только упрощает жизнь в случае неожиданного обнаружения, но и порой создает невероятно кинематографичные моменты на лету. Так, маневрируя между активными отрядами противника, вы будете ловко проскальзывать в особо охраняемые места, а в случае обнаружения – ставить по четыре усыпляющих хэдшота за раз, используя ручное прицеливание от первого лица, что действительно доставляет не мало удовольствия.

Боссы, вроде отряда смертоносных снайперов или быстрого убегающего врага, традиционны для серии, но есть и новые противники. На протяжении всей игры вы будете сталкиваться с жестокими зомби-солдатами, прыгающими на десятки метров по скалам и призывающими метеориты. И конечно же, в наличии полная адреналина битва с огромным роботом.

Напарники в Metal Gear Solid V стали приятным дополнением. Все они разные и полезные по-своему. Лошадь поможет преодолеть огромные расстояния относительно быстро, при этом, увидев ее, противники могут отвлечься со своих постов, но не поднимут тревоги. Верного жеребца можно также использовать в качестве живого укрытия, по-цирковому пригибаясь к левому или правому боку прямо наскоку. Собака чует врагов и помечает их примерное местоположение на карте. Сексуальная Quiet (в русской версии Молчунья) может разведывать местность, занимать тактическую позицию и снимать противников со снайперской винтовки по приказу, либо автоматически, если заварушка уже началась. Робот наиболее удачен в плане скорости перемещения и даже имеет на борту встроенный пулемет.

Все напарники прокачиваются по мере выполнения миссий и могут получать новые возможности и экипировку, что делает игру еще более глубокой и вариативной.

Стоит сразу отметить, что взять на миссию двух сразу невозможно, поэтому отказываясь либо от лошади, либо от робота, вы лишаете себя быстрого перемещения. С другой стороны, уничтожая стационарные радары на аванпостах, вы открываете новые точки приземления вашего вертолета, а для скорости можно также использовать технику, которую похищаете у противника или заказываете с базы.

Развитие базы является важным моментом игры, но никогда не напрягает, так как происходит по нажатию одной кнопки, словно вы отвечаете на телефонный звонок или отправляете сообщение другу. Выполняя миссии, вы получаете деньги, на которые можете строить новые платформы и надстройки. Там же вы находите ценные ресурсы, без которых строительство невозможно. Развивая отряды, вы постепенно автоматизируете процесс, что позволяет получать еще больше ресурсов и, соответственно, возможностей.

Сложные образцы вооружений и гаджетов можно создать только предварительно прокачавшись. Система развития напоминает древа стран в World of Tanks и наглядно демонстрирует преимущества свежих вариаций благодаря удобным описаниям и схемам. Так, например, новый костюм позволит сливаться на фоне экзотического вида грунта, а «Фултон» со временем сможет эвакуировать не только обычных солдат, но и пулеметные установки, стационарные гранатометы и даже тяжелые танки.

Похищая вражеских солдат с поля боя, вы не только лишаете себя головной боли – противники поднимают тревогу, если видят лежащего в луже крови соратника, а если вы его усыпили, то они попытаются его разбудить – но и наращиваете численность собственной армии.

Солдаты отличаются характеристиками и в зависимости от этого попадают в отряды различных платформ, что приносит вам дополнительные бонусы. Оперативников можно отсылать на выполнение внешних заданий, которые приносят вам огромное количество денег и ресурсов. Кроме этого, отправляя их на склады противника, вы лишаете врагов бронежилетов, защитных шлемов, пулеметов, фонариков и многих других неприятных во время прохождения миссий предметов.

Это действительно упрощает прохождение, так как вы без труда сможете усыплять солдат без касок выстрелом в голову с любой позиции. В противном случае, вам придется целиться точно в узкую область между глазами и подбородком, так как дротик с характерным звуком срикошетит от стали, и враги поднимут тревогу.

Используя все богатство механики и доступных возможностей, вы проведете за игрой порядка 60 часов, что является абсолютным рекордом для серии. Правда, по непонятной причине во второй главе часть обязательных заданий начинает повторяться, причем выкручивая уровень сложности на максимум или подключая специальные условия, вроде невозможности получить необходимое оборудование, что, несмотря на интересные ситуации и челлендж, попросту разочаровывает.

Обзор Metal Gear Solid V: The Phantom Pain

Главная заминка при попытке обобщить впечатления от The Phantom Pain заключается в том, что кратко это сделать очень трудно. Нельзя отмазаться общей формулировкой с употреблением слов «шедевр», «искусство» или, там, «кодзимагений», как раньше, ибо на сей раз не все так однозначно и просто. Хотя бы по одной причине – MGS V невыносимо огромна. Как в хорошем, так и в плохом смысле.

Казалось бы, разве может хорошей игры быть много? В случае с игрой, которая взрастила целое поколение ценителей стелса, картонных коробок и диалогов длительностью свыше часа, необъятные масштабы очередного витка серии вообще должны восприниматься как манна небесная. Представить только, Metal Gear Solid в открытом мире. Со всеми ее сложносочиненными бреднями на фоне реальных исторических конфликтов, с фирменным пафосом и милитаристской драмой. С гигантскими шагающими роботами, в конце-то концов!

Два гвоздя здешней программы. Один в ладошке у другого.

Ощущения от выхода на большие просторы вначале действительно очень крутые. Ground Zeroes уже показывала обновленную и озападненную механику на своем скромном примере – но одна база не сравнится с целой кучей военных объектов разного калибра и назначения, раскиданных по двум гигантским картам Афганистана и Африки. Все они функционируют в свободном режиме, и в любое время на аванпосты можно устраивать рейды, попутно активируя связанные с ними миссии. Привычная линейность улетучивается сразу после эффектного пролога, и игра предоставляет право самостоятельного выбора не только целей, но и средств их достижения.

Несмотря на то, что та или иная операция все же ограничивает область, на которой нам придется работать, путей прохождения существует с десяток так уж точно. Каждое задание – это такая Ground Zeroes в миниатюре, где тактика точно так же выстраивается из множества нюансов. Стоит ли пытаться проскользнуть мимо вражеских патрулей, или лучше отвлечь их, отрубив электричество? Может, вообще влететь в гущу событий на джипе и расстрелять недовольных? В таком случае следует заблаговременно обрезать противнику все каналы связи со штабом, иначе подкрепление не заставит себя ждать. Кроме того, отдельной строкой в ваших планах должны учитываться факторы «песочницы»: будет неприятно, если ночная вылазка затянется до рассвета или внезапная пыльная буря закроет весь обзор.

Вертолет – незаменимый спутник: и зону эвакуации отобьет, и из горячей точки вытащит.

Разумеется, продуманная стратегия – лишь полдела. Без экипировки ее осуществление далеко не уйдет, и тут The Phantom Pain больше всего пытается ошарашить размахом. Пистолеты, снайперские и штурмовые винтовки, гранатометы, пулеметы, ракетницы, усыпляющие и оглушающие модификации – копаться в меню снаряжения можно до посинения, только выбирая себе основное оружие. А ведь еще есть всякие прибамбасы вроде таблеток от дрожи в руках и обманок с надувными солдатами, дымовые и осколочные гранаты, мины такие, мины сякие и так далее по списку. При беглом осмотре может показаться, что вверенного арсенала даже слишком много.

Отчасти, впрочем, так и есть. Игра практически не подстегивает стремление опробовать весь инструментарий, поэтому большая часть экземпляров так и остается лежать мертвым грузом. В выигрыше разве что сторонники взрывного рэмбо-поведения, которые забавы ради опробуют всю оружейную палитру на деле – убежденные же «металгировцы» и вовсе останутся при верном пистолете с транквилизаторами, разбавляя проверенные методы исключительно по необходимости. Лично мы, будучи где-то посередине, так и не поняли значительной разницы между отдельными моделями винтовок, а пресловутыми пилюлями не пользовались вообще, как и распиаренной фантомной сигарой для перемотки времени.

Кастомизации тут выше крыши – от эмблемы своей компании до камуфляжа на автомобилях.

А еще на помощь можно позвать одного из напарников. Они заметно упрощают жизнь на поле боя в разных аспектах: девушка-снайпер Квайет, к примеру, оказывает огневую поддержку, обученный пес (волк?) помечает врагов и со временем учится отвлекать их лаем, а конь… ну, он просто конь – средство быстрого передвижения по окрестностям, которое зачем-то научили испражняться по команде.

С компаньонами играть на порядок веселее, однако они вносят некоторый дисбаланс в процесс. Собачье чутье прямо-таки заваливает экран и без того читерскими стрелочками над головами противников, а Квайет, увлекаясь прикрытием, в одиночку выносит целые аванпосты. На рейтинг это, что интересно, никак не влияет, так что и отказываться от услуг товарищей обычно резона нет.

Другая ложка гадостей в бочке механики – искусственный интеллект. Солдатики, конечно, старательно симулируют осмысленное взаимодействие, но со времен Ground Zeroes так и не оправились от потрясения на почве перехода в открытый мир и, как следствие, по-прежнему принимают летящие в них дротики за крыс, частенько игнорируют вопящих о помощи сослуживцев и режут ножом воздух в знак сопротивления. Такие случаи не повсеместны и возникают на фоне очень даже похвальной работы электронных мозгов, и тем не менее.

Афганская ничья. Через секунду снайпер бросит оружие, словно его застали врасплох, хотя приближались мы к нему довольно шумно.

Даже с учетом недостатков все вышеперечисленное делает прохождение увлекательным и разнообразным вне зависимости от стиля. Одинаково широкие возможности открыты как для стелса «по старинке», так и для шумных боевиков – в геймплейном плане разрешено делать что угодно, если не больше.

Но опьяняющая вседозволенность на самом деле лишь отвлекает от проблем, которые повлек за собой все тот же сэндбокс. Он чрезвычайно сильно повлиял на плотность контента, с чем у MGS отродясь проседаний не было. Больнее всего «песочница» напакостила, как ни прискорбно, сюжету. Рассусоливать все его тонкости мы не станем, потому что он по традиции целит ровно в аудиторию знающих людей, которые с пониманием кивают при упоминании организации «Сайфер» и отличают Миллера от Оцелота по голосу. Они уже в курсе, что The Phantom Pain целиком посвящена истории Биг Босса, наемника-легенды, девять лет пролежавшего в коме после нападения злыдней на его обитель. Теперь база требует восстановления, душа – мести, а повествование – адекватной подачи.

О последующей судьбе Биг Босса и компании узнавать приходится почти целиком своими силами. Вместо продолжительных разговоров по Кодеку у нас теперь аудиодневники, на которых, собственно, и держится весь сюжет. Только из регулярно пополняемой коллекции кассет получится в более-менее полной мере понять мотивы поступков большинства персонажей, их взаимоотношения и вообще выстроить цельную картину происходящего. То, что за пределами записей – просто скелет для тех, кому и галопом по Европам нормально.

Ролики стали ужасающе короткими и несут в себе самый минимум информации, чтобы держать игрока в курсе ключевых перемен обстановки. Сюжетные миссии частенько нагружены смыслом едва ли не меньше, чем второстепенные поручения. Полезность наполнения иной раз так близка к нулю, что доходит до смешного: спасти совершенно непонятного заложника и получить в награду тридцатисекундную заставку без единого произнесенного слова – это в The Phantom Pain считается обычным делом.

А вы думали, ваши успехи никто не будет оценивать?

Зато если углубиться в дебри и заслушивать записи до дыр, обширный фон настоящей MGS покажет себя. Объясняется и разъясняется практически каждая мало-мальски значимая деталь, наша реальность с безупречной убедительностью интерпретируется под художественные нужды, а за внешней несуразностью сеттинга, как обычно, кроются серьезные вопросы.

Правда, далеко не на все из них игра в конечном счете отвечает. От финального высказывания в серии ждешь безумнейших откровений и самого достойного завершения сюжетного цикла – но MGS V хватает только на то, чтобы проложить незамысловатый мостик между линией Биг Босса и началом эпопеи Солида Снейка. Концовка не дает должного удовлетворения, и гадать о причинах тому не приходится: вероятно, из-за известных разногласий студий эпилог получился скомканным и недосказанным. Пока в игровых файлах потихоньку раскапывают признаки намечавшейся третьей главы, обладатели коллекционного издания делятся роликом с набросками последней миссии, где внушительная доля фактов все же сводится воедино. В нынешнем же виде предваряющие титры сцены вызывают какую-то жуткую тоску. Не так все должно быть, не так.

Возвращаясь к открытому миру, стоит упомянуть отвратные элементы менеджмента, без которых почему-то мало какая подобная игра обходится. При восстановлении Материнской базы в обязанности Биг Босса входят миллиарды однотипных рутинных задач, присутствие коих не было бы так заметно, не будь выполнение большинства из них столь критично для прогресса.

Во-первых, руководство персоналом, почти без изменений перекочевавшее сюда из портативной Peace Walker: в нашем подчинении всегда находится энное количество сотрудников с различными характеристиками, в соответствии с которыми их нужно раскидывать по разным отделам разработки всяческих апгрейдов и экипировки. На практике это даже скучнее, чем на словах, но, к счастью, нашелся среди разработчиков человек, прикрутивший кнопку автоматического распределения.

Нашего песика вводят в игру с почестями уровня Симбы.

Во-вторых, сбор ресурсов. К ним относится абсолютно все, от цветочков на обочине до контейнеров с металлами, вражеской техники и даже солдат. Грубо говоря, после зачистки очередного аванпоста желательно прицепить ко всему, что хоть как-то отрывается от земли, воздушный шарик и унести к себе домой. Первые пару часов это занятие воспринимается как «гы, танк улетел» и не особо мешает, но потом оно попросту раздражает и бьет по темпу. Если вовремя не запастись подопечными и не поставить добычу ресурсов на самотек, такое развлечение может сопровождать вас всю игру.

В-третьих, дурацкие командировки для персонала. Как в какой-нибудь Assassin’s Creed, здесь нужно высылать группы своих вояк на задания, которые разворачиваются за кадром и не требуют ничего, кроме времени на ожидание результатов. По сути – банальный фарм денег на разработку новых улучшений и поддержания материального состояния базы. Опять же, не очень понятно, почему эта однокнопочная обыденность непременно должна была стать элементом геймплея.

Вторжение в личную жизнь

Если вы помните, к The Phantom Pain обещали прикрутить полноценный сетевой режим. Его пока нет, зато есть маленький мультиплеерный элемент, позволяющий проникать во владения к другим игрокам и воровать у них все, что плохо лежит, стоит или патрулирует. Так вот, из этой затеи вышло ужасное подобие VR-испытаний, где препятствия вам заранее выстраивает хозяин базы, а вы должны быстренько забрать нужное вам и уйти в самую дальнюю дверь, оставшись незамеченным. Глупость несусветная, интересность которой исчерпывается где-то после второй попытки.

Ну, и последний недуг ощущается при исследовании мира: кроме военных баз, даром что ладно скроенных, в нем нет ничего – лишь километры пустых дорог, где раз в вечность проезжает понурый конвой, а по травке носится пригодная для эвакуации живность. Долго эта имитация жизни не работает, поэтому при очередном марафоне через весь Афганистан молишь небеса о спонтанном событии или хоть какой-нибудь активности. Если Кодзима такой видел свою GTA, получилось, мягко говоря, мертво.

В конечном счете из The Phantom Pain вышла очень, очень спорная MGS, но при этом очень, очень хорошая игра. Многогранный, сложный стелс соседствует с кипой недочетов, неожиданных для столь именитого франчайза, и все же не настолько страшных, чтобы поносить проект на чем свет стоит – удовольствия от процесса получаешь намного больше, чем кажется после всего вышесказанного.

Превосходство геймплея над сюжетом, скорее всего, покажется фанатам непозволительной дикостью, но это не так плохо. Загвоздка лишь в том, что у The Phantom Pain были все шансы стать безоговорочной вершиной развития сериала, а она стала всего-навсего его окончанием.

Человек, который продал мир. Обзор Metal Gear Sol >Рецензии — Человек, который продал мир. Обзор Metal Gear Solid 5: The Phantom Pain

Близкие по духу

Из-за Metal Gear Solid 5 я хотел бросить играть в видеоигры.

Меня навел на эту мысль один безумно разочаровавший момент. Я испытал небывалое внутреннее опустошение и, не в силах собрать мысли воедино, просто смотрел на экран и хлопал глазами. Представлял, как звоню редактору и отказываюсь писать рецензию, как бросаю игровую журналистику, игры и ухожу в профессиональный рестлинг. Словно все худшие минуты в жизни набрали в медицинский шприц и болезненным уколом ввели под кожу.

Но то, что было убито и растоптано перед моими глазами, спустя мгновения восстало вновь. За продолжительным вступлением я забыл, что я играю в новую Metal Gear, где за каждым камнем прячется хитрый Хидэо Кодзима и пытается меня обмануть. Я ослабил бдительность, потерял хватку, за что и поплатился.

Из-за Metal Gear Solid 5 я хотел бросить играть в видеоигры, но вместо этого полюбил их с новой силой.

ЭТО ВАЖНО: рецензия основана исключительно на впечатлениях от одиночной кампании The Phantom Pain. Многопользовательские аспекты, связанные с главной базой, были заблокированы в обзорной версии, а выход Metal Gear Online состоится чуть позже основного релиза. Мы подготовим материал о мультиплеере, как только это станет возможным.

Сыновья свободы

Для сериала с почтенной историей и довольно капризной базой поклонников The Phantom Pain весьма дерзко смахивает со стола все лишнее. Признать в ней «тот самый Metal Gear» удается далеко не сразу: от него осталась только фундаментальная механика, на основе которой выстроена огромная, детализированная и богатая возможностями игра. Совсем иная, но все равно прекрасная.

Это однозначно самая большая Metal Gear Solid. Она охотно впитала в себя все идеи, рождавшиеся в голове ее режиссера, и в результате получилась игра столь необъятная, что от перспективы ее полного освоения становится не по себе.

Сложно сказать, какую роль в этом грандиозном замысле играл открытый мир, но без него ничего не получилось бы. Решение снести виртуальные границы было смелым, но риск себя оправдал. Это сумасшедшая в своей вариативности «песочница», где подбирать новую тактику можно хоть на каждую миссию.

Возможностей предостаточно: три непохожих напарника, несколько видов техники, около полусотни модифицируемых пушек, десяток костюмов для Снейка и джентльменский набор шпионских гаджетов — от коробки до надувных солдат. А также огромная афганская пустыня и заирские джунгли, где все это можно испытать в деле.

Ружья патриотов

Нервными узлами открытых локаций служат укрепления, аванпосты и базы всех размеров и степени защиты. Большинство заданий так или иначе сводятся к проникновению на объект — чтобы его зачистить, вызволить заложников, выкрасть документы, саботировать технику или, иногда, сделать все это сразу. Но на самом деле миссии похожи друг на друга лишь вначале и в конце — высадкой из вертолета и финальным рывком за пределы области, а все прочие ситуации вы раскручиваете по своему сценарию.

На каждой хитро структурированной базе есть тайники с припасами, чертежи для нового оружия, пленки с аудиозаписями и скрытые пути. Можно битый час пытаться вытащить пленника из хорошо защищенной камеры в дальнем крыле, а потом окажется, что к нему ведет вентиляционная труба с удобным выходом где-нибудь за сотни метров от опасной зоны. Хорошо охраняемая тюрьма с пулеметчиками на высоких стенах может показаться неприступной, но стоит добраться до генератора и вырубить электричество, как вооруженные до зубов солдаты разбегутся врассыпную и станут легкой добычей. Конвой из тяжелой техники, прибывающий на аванпост, может доставить немало хлопот, но он просто не доберется до места, если на его пути заложена взрывчатка.

Моим личным фаворитом во всем этом калейдоскопе ситуаций стала снайперская дуэль, в которой неуловимый враг раз за разом отправлял меня на тот свет точным выстрелом в голову. Кто же мог знать, что он окажется беспомощен против бронированной техники? Радостно выкуривая стрелка танковыми снарядами, я пытался вспомнить хотя бы один стелс-экшен, где можно было бы пройти рядовой сценарий подобным образом.

Существует еще и целый пласт происшествий, игроку попросту не подконтрольных. Стая диких волков может напасть на одинокую патрульную машину — и вот транспорт уже в вашем распоряжении без лишних хлопот. В любой момент в зоне боевых действий может начаться песчаная буря или проливной тропический ливень, вынуждая Биг Босса на лету корректировать план атаки. И я готов поклясться, что один солдат-недотепа однажды выстрелил себе в голову, проверяя предохранитель.

The Phantom Pain не только охотно подстраивается под ваш стиль, но и сама легко создает запоминающиеся моменты — правда, лишь пока вы сами не ленитесь изучать и использовать оказавшиеся в вашем распоряжении механики. Парадоксально, но консервативные поклонники Metal Gear рискуют разочароваться в числе первых: теперь классическая тактика прохождения с пистолетом-транквилизатором оказывается самой скучной и далеко не всегда оптимальной — однажды противники просто обезопасят себя касками и бронежилетами.

Время от времени The Phantom Pain вынуждает проходить миссии в весьма неуютных условиях, чтобы вы не расслаблялись и чаще пробовали новое. Но иногда она перегибает палку: ближе к концу почти дословно цитирует ранние миссии, просто усиливая врагов, отбирая экипировку, и далее в том же духе. Выкручиваться из таких передряг — занятный вызов, но никто не отказался бы увидеть новые задания вместо дубликатов старых.

И при всей невероятной глубине, которую обеспечил открытый мир, реализован он отнюдь не образцово. За пределами баз заняться толком нечем, кроме сбора припасов и охоты на диких животных. Все интересные места отмечены на карте, а любоваться округой надоедает довольно быстро. В отрыве от геймплейных обстоятельств путешествия по миру, увы, совершенно неинтересны.

Внешний рай

В фоновом режиме Снейк, не будь он Биг Боссом, управляет своей главной базой. Вы нанимаете солдат, распределяете их по подразделениям, собираете ресурсы для разработки научных проектов, распоряжаетесь насчет строительства новых платформ.

Ориентируйтесь по потребностям: если хотите почаще отправлять солдат на внешние миссии, нужно больше казарм, а если в приоритете обширный ассортимент шпионских примочек, эвакуируйте с поля боля всех ученых и стройте им две-три дополнительных платформы для пущего удобства исследовательского процесса.

Избежать этой части игры не получится: игнорируя главную базу, вы однажды просто не сможете двигаться дальше по сюжету. Помочь базе выйти на самоокупаемость — одна из приоритетных целей в первые десять часов игры. Проиграть из-за плохого менеджмента нельзя, а вот оказаться у разбитого корыта с десятком деморализованных солдат, которые и честь-то вам когда положено не отдадут, проще простого.

Управление главной базой — несмотря на грузную реализацию процесса через вереницу менюшек — наглядно и интересно, оно приятно отвлекает от насыщенности основных заданий и даже затягивает. Не в последнюю очередь потому, что многократно окупается не только поддержкой на поле боя, но и расширением арсенала доступных игрушек для здешней «песочницы».

Руководить базой можно прямо с операций, но навещать время от времени своих подчиненных все же стоит. Личное присутствие Босса поднимет боевой дух солдат — особенно если вы не поленитесь дать всем встречным хорошего пинка (они всегда рады спаррингу с живой легендой). Гулять на базе особо негде, но по ней видны все результаты большей части ваших решений.

Однажды, улетая с базы на очередную миссию, я услышал обрывок диалога: один солдат признавался другому в желании потрогать лапки волка Ди-Ди, одного из возможных напарников Снейка. Так совпало, что Босс резко захлопнул дверь вертолета именно в тот момент, когда я задумался о нелепости этого высказывания в устах человека, вынужденного по роду деятельности убивать людей. Еще один совершенно неожиданный памятный момент в копилку впечатлений от The Phantom Pain.

Один Босс, один Снейк

Основной скепсис давно вызывает сюжет. И не без причин — манера подачи ощутимо отличатся от прежней.

В игре можно выделить две сюжетные арки — локальную для The Phantom Pain и глобальную, сквозную, для всего сериала. Их действие идет параллельно, разными способами: первая арка, как и раньше, преподносится в виде красивых длинных кат-сцен, а вторая в основном вынесена за скобки и подается с помощью постоянно поступающих аудиопленок. Например, всю эпопею с клонами Биг Босса, истинную сущность дерзкого Элая или историю летающего мальчика в противогазе (привет, это Metal Gear) можно узнать только оттуда.

Наконец, некоторые не столь значительные детали можно вообще упустить: чтобы увидеть секретную концовку или узнать судьбу второстепенных персонажей, придется обшарить каждый миллиметр и изучить все содержимое игры во всей его непримиримой полноте.

На самом деле с сюжетом все хорошо. Фирменная режиссура с фанатичным поиском эффектных ракурсов и бесстыдная, почти анимешная гиперболичность никуда не делись. В The Phantom Pain много драматичных моментов, безумия, красивых контрастов, неожиданных поворотов, отсылок, пасхалок и тонкой кодзимовской иронии, от которой хочется кричать (сцена из вступления — как раз одна из таких). Роль «недостающего звена» в истории убивает некоторую долю интриги: многие уже знают, что было до и будет после, а ломать многолетние каноны ради лишних поворотов сюжета никто не стал.

Но тем не менее после просмотра концовки остается короткая, согревающая мысль.

Последние кусочки головоломки встали на место, оборванные ниточки связались воедино, в прошлом Снейков не осталось пробелов. Сага под названием Metal Gear наконец-то закончена.

Metal Gear Solid 5 несовершенна, но она твердо намерена удовлетворить все запросы. Новички найдут здесь красивое кино, снятое без всякого чувства меры, и беспрецедентно вариативную «песочницу». Равнодушные к MGS поклонники жанра — настоящую свободу, которой так не хватало раньше. Ценители серии — трогательное, почти интимное финальное высказывание.

А еще это блестящее олицетворение прогресса видеоигр как таковых и символ современной индустрии. Путь от смешных пиксельных вояк до опьяняющего свободой высокобюджетного боевика занял двадцать восемь лет, но путешествие того стоило — теперь Metal Gear можно смело и с чистой душой отпускать на покой. В его рамках сказано все, что только можно.

И пока игры еще способны так удивлять, мы не перестанем их любить.

Армия без государства. Рецензия на Metal Gear Sol >

Армия без государства. Рецензия на Metal Gear Sol >

Metal Gear Solid V: The Phantom Pain новая и возможно последняя игра от легендарного продюсера и сценариста Хидео Кодзимы в долгоиграющей серии «Metal Gear», которой уже исполняется 28 лет.

Metal Gear Solid V: The Phantom Pain

Phantom Pain является первой в истории серией с открытом миром. Игра изменилась кардинально, от предыдущих частей игры осталось только фундаментальная механика, на основе которой был создан абсолютно новый и уникальная мир.

Игра является самой большой и проработанной в истории Metal Gear Solid. Она впитала в себя все самые лучшие идеи sandbox игр, подарив игрокам по-настоящему «бесконечный» мир, в котором вы вправе выбирать как вам хочется играть.

Мы больше не помойные шавки, мы Diamond Dogs.

Подзаголовок игры «тактические эпизоды по шпионажу» полностью себя оправдывает. У нас есть материнская база частной армии Биг Босса Diamond Dogs, командный центр в вертолете, откуда мы планируем вылазки и собственно сами локации. Здесь и раскрывается все великолепие The Phantom Pain. Игра предоставляет собой просто невероятную свободу действия, здесь у вас есть три уникальных напарника, сотни гаджетов, кастомизация оружия, огромная ветка исследования.

На каждую миссию вы можете подобрать бесконечное множество тактик, даже после многократного прохождения одной и той же миссии, игра никак не надоедает. Миссию можно выполнить в духе старых MGS с транквилизатором или же как Рэмбо использовать всю боевую мощь, начиная от вооруженного ракетами вертолета, заканчивая полномасштабной артиллерией. По окончанию нам открываются дополнительные задачи, которые вы упустили, выполняя предыдущую миссию, что только дает мотивацию выполнить ее снова.

Напарники добавляют и без того огромную вариативность игры. У нас здесь есть лошадь (DD-Hource) удобная для преодоления больших и труднопроходимой местности, милый песик (DD-Dog), который вынюхивает и отвлекает внимание врагов, механизированный D-Walker, сексуальная и одновременно смертоносная снайпер «Тихоня» (Quiet’s), которая является чуть ли не самым лучшим напарником для скрытных операций в игре. Все напарники дают вам массу возможностей в прохождении.

Еще одной особенностью является менеджмент главной базы, которая перекочевала из Peace Walker, но реализовано на голову выше. Здесь вы можете решить какие платформы вам строить, отправлять своих подчиненных на задания, которые проходят в фоновом режиме, распределять их на должности, исследовать новые технологии. Эта часть игры позволяет отдохнуть от насыщенного геймплея. Так же посещая свою базу вас будет ждать множество дополнительных кат-сцен и сюрпризов. Например, если вы долгое время не будете посещать базу, то солдаты будут деморализованы и перерастет во внутренний конфликт.

Миссии можно выполнять в духе старых MGS с транквилизатором или же как Рэмбо использовать всю боевую мощь, начиная от вооруженного ракетами вертолета, заканчивая полномасштабной артиллерией.

Искусственный интеллект, как это принято в серии «Metal Gear Solid», всегда оставался на высшем уровне. В процессе выполнения миссии возникает множество непредвиденных ситуаций. Например, вы скрытно проникаете на базу и все идет у вас отлично, как вдруг вы случайно задеваете кувшин, он разбивается и шумом вы привлекаете не нужное внимание. Так же противник научился обманывать главного героя, расставляя надувных солдат, которые могут вводить вас в заблуждение на базе. Можно подслушивать разговоры солдат, выведывая полезную информацию.

Понятие сложности в игре отсутствует. Теперь сложность зависит от вашего стиля игры. Если вы постоянно играете ночью, то вскоре солдаты будут экипированы фонариками, а после – приборами ночного зрения, что значительно усложняет прохождение любителям скрытных операций. Если же вы мастер хедшотов, то солдаты станут носить каски, что вовсе создает очень сложную ситуацию, заставляя вас искать новые пути решения.

Игру так же и не обошел юмор. Здесь он просто бесподобен. Начиная от забавных диалогов Оцелота, заканчивая милыми карт-сценами, где мы видим первые попытки щеночка зайти на вертолет Снейка. Так же присутствует огромное количество пасхалок. Например, если вы в начале игры, укажите свою настоящую дату рождения и зайдя в игру в это день на базу, вас поздравит с Днем рождения персонал базы, и принесет именной торт Diamond Dogs.

Человек, который продал мир

После событий Ground Zeroes Биг Босс, пролежавший в коме 9 лет, приходит в себя. На дворе 1984 год. На фоне холодной войны продолжается глобальное обострение ядерного кризиса. Движимый местью, Снейк создает новую частную армию и возвращается на поле боя в поисках тайной группы XOF.

Перед выходом игры, основной скепсис у всех вызвал сюжет, все боялись, что в игре его практически нет. Опасения оказались напрасными, сюжет в игре присутствует в большом количестве, сильно изменилась только его манера подачи. Уже с первых минут игра начинает удивлять неожиданными поворотами, и, как в предыдущих частях, пронизана мистикой и порой даже «безумными» моментами, которые даже в голове не укладываются.

В игре сюжет развивается по двум направлениям и их действие идет параллельно. Первое преподносится в виде красивых кат-сцен, которые показывают главные события Phantom Pain, второе – подается с помощью постоянно поступающих аудиокассет, они рассказывают о всех подробностях сюжета, мотивации героев и их отношении к происходящему, все то, что осталось за кадром.

В плане режиссуры и операторской работы игра обходит все предыдущие части вместе взятые. В Phantom Pain много драматичных моментов, фантастики, красоты, неожиданных поворотов, отсылок и тонкой кодзимовской иронии.

Metal Gear Solid V: The Phantom Pain это событие для игровой индустрии и на данный момент является единственной лучшей игрой в жанре стелс экшена, как и все предыдущие части этой серии.

Metal Gear Sol >

Олег Москалев

19 сентября 2015
Жанр Стелс-экшен
Издатель Konami
Издатель в России «СофтКлаб»
Разработчик Kojima Productions
Минимальные требования Процессор Intel Core i5-4460 3,2 ГГц/AMD FX-8320 3,5 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 650/AMD Radeon HD 5850, 28 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Steam
Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i7-4790 3,6 ГГц/AMD FX-9590 4,7 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 2 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 760/AMD Radeon R9 280X
Дата выхода 1 сентября 2015 года
Возрастной ценз от 17 лет
Платформы PC, PlayStation 3, PlayStation 4, Xbox 360, Xbox One
Официальный сайт

Игра протестирована на PC

Metal Gear Solid V: The Phantom Pain проходится с некоторой грустью — все из-за неоднозначного и довольно туманного конфликта Хидео Кодзимы с Konami. Kojima Productions была закрыта еще летом, и, пусть серия будет жить и развиваться дальше, ее создатель займется уже совсем другими проектами. Двадцать восемь лет и свыше десятка игр (без учета дополнений и переизданий) сделали историю про шпиона Снейка культовой, а название Metal Gear стало практически нарицательным — и у многих заслуженно ассоциируется с самим понятием стелс-экшена. По задумке отца франшизы, пятая часть должна была поставить точку в истории Биг Босса. И сделала она это с размахом — The Phantom Pain без обиняков можно назвать лучшим на сегодняшний день стелс-экшеном на планете. На наших глазах закончилась целая эпоха.

⇡#Закрученный триллер

События здесь разворачиваются через девять лет после произошедшего в Ground Zeroes. Частная военная организация Биг Босса уничтожена, а обломки ее огромной базы покоятся на дне океана. Сам Снейк просыпается на больничной койке после продолжительной комы. Диагноз неутешительный: из-за взрыва тело нашпиговано осколками и чужими зубами, левая рука отсутствует, а во лбу торчит огромный кусок то ли вертолета, то ли какого-то промышленного объекта. И самое главное — все это неоперабельно. На этом черная полоса не заканчивается: в больницу, расстреливая персонал, врываются десятки солдат, в палату проникает женщина-киллер, а по пятам идет человек, наделенный способностью поджигать не только себя, но и все вокруг. Происходящего в насыщенном событиями вступлении хватило бы на небольшую игру!

Выбравшись из госпиталя, герой встречает Револьвера Оцелота и узнает несколько любопытных подробностей. Их боевой товарищ Казухира Миллер не терял время зря и организовал новую военную организацию — Diamond Dogs («Алмазные псы»). Однако Каз томится в плену у советских войск, и его нужно срочно вызволять. Освободив друга, Снейк снова становится руководителем компании наемников и начинает долгий путь к возвращению былой славы и могущества.

На этот раз авторы не стали церемониться с новичками и, в отличие от пролога, не дали практически никаких исторических справок. Разобраться с тем, кто есть кто и что происходит, без минимального знания серии и пройденной Ground Zeroes невозможно. Хотя поначалу все повествование скатывается в банальное выполнение контрактов от заказчиков. Спасти заложника, убить полковника, украсть документы, уничтожить технику… Зачастую грань между сюжетными и дополнительными заданиями полностью стирается, настолько они похожи.

Другое дело — миссии, связанные общей историей. Ради этих моментов сценаристы, превосходя самих себя, старались сделать «ту самую Metal Gear Solid» — с бесконечными разговорами действующих лиц, гиперболизированными злодеями и прослушиванием аудиокассет. На этот раз Кодзима размышляет на тему английского языка и коммуникации людей в целом. Переплетается все: атомное оружие, язык, древние бактерии, генная инженерия, месть, мифология и философия. Во время практически каждого ролика впадаешь в продолжительный транс, а после острых сюжетных поворотов хочется выйти в главное меню и какое-то время просто подумать. Бессвязные фразы, яркие впечатления и многократное «ух ты!» — это единственное, что можно рассказать про моменты, когда сюжет в The Phantom Pain расходится на полную катушку. Ведь любое, даже незначительное упоминание о каких-то, казалось бы, мелких деталях может оказаться катастрофическим спойлером. Даже жаль, что довольно быстро нас снова возвращают к проведению военных операций.

⇡#Metal Gear Far Cry

Metal Gear Solid V — это первая игра серии с открытым миром. Как водится в жанре, можно на время забыть об основном сюжете и просто погулять. Огромные территории Афганистана и Африки пестрят дополнительными заданиями. Большинство из них все так же банальны — особняком стоят разве что необычные поручения вроде поимки койота. Увы, погнавшись за масштабом, авторы совсем забыли о главном. Местные локации абсолютно пусты и безжизненны. Деревья и кустики, давно покинутые и разрушенные дома, сгнившие машины — редкие достопримечательности многокилометровой пустыни, которая совершенно не врезается в память. Животные и птицы здесь, похоже, находятся на грани вымирания. Как же местный полигон смерти бесконечно далек от кипящего жизнью мира The Witcher 3! Регулярные патрули и КПП лишь раздражают, а стычки с ними напоминают неудачные эпизоды Far Cry 2. Стоит отойти от разоренной вражеской базы за ближайший камень, как ее тут же заселят ничего не подозревающие новобранцы. В общем, гораздо приятнее просто идти по списку доступных в меню заданий, чем слоняться по этой пустоши.

Практически любая миссия в The Phantom Pain начинается с выброски с вертолета. Игрок выбирает ключевую точку, Снейка высаживают в паре сотен метров от вражеской базы, и начинается самое интересное. От предоставленной геймплейной свободы захватывает дух. Будь то маленькая деревушка или врезанные в скалы крепости со снайперскими вышками — каждое скрытное проникновение будет настоящим испытанием. Количеству возможных подходов к выполнению каждой задачи позавидует даже Hitman: Absolution — перечисление вариантов займет не одну страницу.

Бинокль позволяет не только присмотреть удачные позиции и точки входа, но и, на манер Crysis, выделить всех врагов в зоне видимости. Еще один способ — поймать патрульного и допросить его. С ножом у горла тот не только охотно выдаст расположение ближайших товарищей, но и расскажет, где находится какой-нибудь тайник с припасами. Если диверсия проходит в темное время суток, на выручку придут очки ночного видения. Чтобы спрятаться от зорких глаз, можно традиционно залезть в коробку или дождаться песчаной бури. А недалеко стоящие солдаты легко отвлекаются шумом от удара металлического протеза.

Продумывать свое передвижение приходится на несколько шагов вперед. Враги постоянно пересекаются друг с другом, вступают в непродолжительные разговоры, реагируют на любой посторонний шум, используют фонарики и яркие прожекторы и чутко следят за напарниками. В любой внештатной ситуации они докладывают в центр, а в случае чего запрашивают подмогу с ближайшего пункта и начинают прочесывать периметр. Как и Ground Zeroes, игра поощряет эксперименты. Отрежьте бедолаг от внешнего мира, подорвав их антенну радиосвязи, — и после неудачной попытки связаться с главным постом они поймут, что придется рассчитывать только на свои силы.

Благодаря появившимся компаньонам возможных комбинаций становится еще больше. Собака лаем «отмечает» солдат в поле зрения и может по команде отвлечь караульных на себя. Молчаливая девушка-снайпер снимает часовых одного за другим и передвигается настолько быстро, что ее практически невозможно поймать в прицел. Лошадь же в бою не поможет, зато верхом на ней можно преодолевать огромные расстояния, а также незаметно проскакивать мимо зевающих патрульных. Чем чаще игрок берет конкретного напарника на вылазки, тем больше растет его шкала симпатии, добавляя еще больше доступных команд.

Не считая некоторых непременно «тихих» заданий, Снейк не ограничен и в способе прохождения — никто не мешает ворваться на базу противника через парадную дверь. Перед началом задания меню открывает огромный арсенал доступного оружия. Гранатометы, пулеметы, снайперские винтовки, автоматы — все, чтобы устроить открытый бой. Карманы героя буквально напичканы гранатами, взрывпакетами и сигнальными патронами, позволяющими вызвать вертолет со стационарным пулеметом. Честно говоря, непонятно, зачем авторы предоставили такой большой выбор любителям устраивать фейерверки на вражеской базе. Мало того, что открытый бой слишком прост и быстро приедается, так еще и игровая механика всячески подталкивает к скрытному прохождению.

⇡#Все в хозяйстве пригодится

Чтобы превратить Diamond Dogs в силу, с которой нужно считаться, необходимо развивать базу и пополнять ряды бойцов. Как это делать проще всего? Красть у врагов, подбирая все, что плохо лежит. На их постах всегда в изобилии био- и строительные материалы, полно емкостей с горючими жидкостями и бриллиантами, которые автоматически конвертируются в местную валюту. Все эти ресурсы тратятся на развитие базы. Каждая ее часть отвечает за определенную функцию: количество наемников в организации, разведку на поле боя, разработку нового оружия. Чтобы пополнять свои ряды, солдат можно вербовать прямо во время миссий. Оглушаем противника, крепим к системе «Фултон» и отправляем новобранца на базу. После прокачки некоторых навыков все это выглядит очень комично: пока выполняется задание, на воздушных шарах улетают не только люди, ящики с припасами и пулеметы, но и огромные металлические контейнеры, грузовики и даже танки.

Своих бойцов можно отправлять на различные миссии из обширного списка: устроить диверсию, выкрасть специалистов, сопроводить важную персону. Задания выполняются за кадром, а игрок довольствуется лишь статистикой и поступающей прибылью. После неудачных операций в таблице перечисляются понесенные потери. В целом весь микроменеджмент базы и дополнительные поручения шиты белыми нитками и напоминают неинтересную возню с братством из Assassin’s Creed — скучно, но необходимо. Особенно если учесть, что другие пользователи имеют возможность пробраться на вашу территорию. Чтобы этого не случилось, вкладывайте деньги в защиту. Забавная, но бессмысленная мультиплеерная функция подкреплена общей рейтинговой системой, так что всегда можно узнать, кто именно побывал у вас в гостях.

Во время прохождения Metal Gear Solid V: The Phantom Pain в голове творится взрыв эмоций. Любую хорошую игру обычно завершаешь с намерением через какое-то время вернуться и пройти ее снова. Здесь же постоянно мелькает другая мысль: «Вот бы перепройти все предыдущие части». С одной стороны, механика и тысячи геймплейных возможностей позволяют назвать The Phantom Pain не только самой удачной частью серии, но и одним из лучших проектов в жанре. Несмотря на устаревшую графику, на игру очень приятно смотреть: шикарной постановке местных роликов позавидуют матерые голливудские режиссеры, а накалом страстей гордились бы лучшие сценаристы.

С другой стороны, к последней MGS Хидео Кодзимы есть огромный ворох претензий, а на многие недостатки непросто закрывать глаза. В The Phantom Pain влюбляешься за вариативность, за превосходную анимацию в заставках, за эпический и традиционно запутанный сюжет, но не меньше ненавидишь ее за вторичные миссии и однообразные локации. Играйте порционно, проходя по несколько заданий за вечер — и тогда она покажется идеальной.

Достоинства:

  • невероятная вариативность прохождения;
  • шикарный и запутанный сюжет;
  • драматичные, интересные и красивые ролики;
  • правдоподобная анимация персонажей.

Недостатки:

  • безжизненные локации;
  • многие основные задания мало чем отличаются от второстепенных;
  • графически MGS V зачастую выглядит очень неопрятно.

Обзор Metal Gear Sol >

Странное дело вышло с этой Phantom Pain. Вот был лагерь новичков-скептиков. Эти насмотрелись трейлеров на Youtube и готовились к занимательной, но бессмысленной Shadow of Mordor про Афган и лошадиное дерьмо.

Вот была секта престарелых фанатов, тех, что воспринимали Metal Gear скорее как сериал, нежели как игру. Они тоже смотрели Youtube, но в душе продолжали надеяться на заключительный эпизод «кинца» — с блестящей режиссурой, сюжетным апофеозом, драмой и прочими атрибутами.

А вот Хидео Кодзима. Ему вообще плевать, чего вы там ждали и на что надеялись. Он опять сделал все по-своему. И умудрился угодить обоим лагерям.

Покупай игра! Хороший игра! Японский…

О том, что последнему выпуску Metal Gear не суждено стать очередным виртуальным кино, было понятно задолго до релиза. Не столько по многочисленным видео, сколько по скандальным историям, которыми pr-отдел Konami буквально обмазал игру, чтобы та не вылезала из новостных лент. Конечно, все издатели стремятся привлечь внимание к своей продукции, но чтобы так…

А все дело в том, что перед издателем стояла непростая задача: взять «странную» игру не для всех и продать ее массовой аудитории. Впрочем, схожую цель поставили перед собой разработчики и лично Хидео: на базе сугубо авторского и непонятного массам каркаса построить в хорошем смысле простой и доступный блокбастер. Как это отразилось на самой игре?

В первую очередь новый подход затронул сюжетную составляющую. Не поймите неправильно: сценарий все еще запутан и безумен, в нем прекрасно сочетаются ядерное оружие и огненные единороги. А в деле осознания всех зашитых в Phantom Pain символических пластов и отсылок вообще рекомендуется расширить сознание или, по крайней мере, заглянуть на ближайший тематический форум. Понять ход мышления Кодзимы своими силами будет непросто. Причем полная картина происходящего все равно останется недоступной новичкам серии – хронологически события Metal Gear Solid 5 происходят ровно между Peace Walker и самой первой Metal Gear 1987-го года выпуска. И это при том, что в первой Биг Босс был главным героем, а в последней — трансформировался в главного же злодея. Как он дошел до жизни такой? Вот об этом и рассказывает Phantom Pain.

Поэтому пытаться понять героев по одному выпуску — все равно что угадывать целую картину, имея на руках лишь один кусочек паззла. Так что для полного дзэна мы все-таки рекомендуем ознакомиться по крайне мере со Snake Eater и Peace Walker. Но это для перфекционистов. При желании можно забить и расслабиться: сценарий словно бы предусматривает и такую модель поведения игрока. История неплохо читается как самостоятельное произведение, а подача стала на порядок более простой и ненавязчивой. На смену длиннющим видеороликам пришли привычные по той же BioShock аудиозаписи — больше никто не будет выдирать вас на полчаса из игры клещами. Да и не в сюжете соль (вот уж автор никогда бы не подумал, что скажет это по отношению к Metal Gear Solid).

Кто сказал, что война никогда не меняется?

Кодзима сместил акценты, и история Биг Босса — далеко не краеугольный камень Phantom Pain. Не имея за плечами должного опыта и во многом опираясь на приевшиеся наработки Ubisoft, Kojima Productions создала поражающую воображение песочницу и чуть ли не первыми заставили все эти шестеренки игровых механик вращаться и работать должным образом. Но, разумеется, не идеальным. Игровой мир и его наполнение откровенно оставляют желать лучшего: русские блокпосты все на одно лицо, а пустыня — она вообще… слишком пустынная. Есть еще африканские джунгли, но погоды это не делает. Задачки, которые подкидывает игра, тоже, скажем прямо, не вдохновляют. Мы и без Metal Gear уже миллион раз взрывали радары и за отведенное время крали БТР в других играх с открытым миром. А чего вы ждали? Это песочница, поэтому будь ты хоть трижды гений геймдизайна, кропотливо режиссировать и сделать запоминающейся каждую миссию уже не выйдет (чем тоже, на минуточку, всегда славилась MGS).

Что делает Кодзи? Вручает весь необходимый для режиссуры инструментарий в руки ошалевшего от открывающихся возможностей игрока. «Хотите стелса? Тихой сапой ползите меж камней и аккуратно выводите охрану из строя транквилизатором. Душа просит войнушки? К вашим услугам обширный арсенал из дробовиков, автоматических винтовок и минометов» — примерно такими словами мы бы описывали Phantom Pain, стой у руля Kojima Studios… любой другой человек на свете. Но Кодзима потому и особенный, что огромное внимание уделяет деталям. Поодиночке они не значат почти ничего, но вместе — делают игру.

Читайте прогноз погоды и используйте шум дождя как оружие. Седлайте шагающие мехи. Скачите на верном коне и закладывайте «грязные бомбы». Уничтожайте средства связи, чтобы лишить врага подкрепления. Ликвидируйте установки ПВО, чтобы с чистой совестью вызывать вертолет поддержки с тяжелыми пулеметами на борту. Вы никогда не будете задаваться вопросом «что делать»? Единственное, что вас будет беспокоить — «как это сделать». Сбросить бомбу с усыпляющим газом или натравить волка? Хм, а что будет, если совместить? В руки игрока попадает такая волшебная кино-хлопушка, позволяющая сколько угодно переснимать сцены, причем всякий раз — по-новому. Просто потому что «Я художник, я так вижу». И тут уже решительно плевать на формулировки заданий, хочется просто строить планы, создавать классные ситуации, красиво из них выходить и в срочном порядке пересказывать все это другу, ведь ему такая идея могла и в голову не прийти.

Понимаете, в Phantom Pain даже методов взаимодействия с вражеской солдатней больше, чем мы привыкли видеть в других играх. Нет, заняться любовью вместо войны нельзя — не BioWare же в титрах. Зато можно допросить — для этого предварительно придется силой завербовать солдата, владеющего английским, а то Биг Босс по-русски ни в зуб ногой (детали, детали!). Или прицепить к аэростату и отправить в увлекательное путешествие за облака, где бедолагу подберут наши и доставят на Mother Base.

Это, кстати, еще один немаловажный игровой аспект. Биг Босс, как глава серьезной частной военной корпорации, обязан заботиться в том числе и о материальном обеспечении своей организации, привлекать рабочую силу, руководить стройкой и научными исследованиями. Звучит как XCOM, но на деле все прозаичнее. Большую часть времени приказы отдаются удаленно через интерфейс коммуникатора iDroid, но иногда удается устроить реальную проверку и надавать подчиненным подзатыльников. И вам приятно, и у солдат растет мораль.

Увы, механика Главной Базы не получила должного развития и все больше напоминает бухгалтерскую рутину. Вроде бы вы формируете какие-то отряды, вроде бы отправляет их на какие-то задания и вроде бы ваши бойцы получают повышения, но все это настолько абстрактно, что как-то плевать. Единственная мотивация уделять базе внимание — апгрейды старого вооружения и исследование нового. Ради этого стоит заморочиться, но эти заморочки здорово мешают получать от игры простое удовольствие. РАДИ АЧКОФ периодически приходится усыплять целый блокпост и отправлять в стратосферу все, что не прибито к земле гвоздями. А как же веселье?

Обзор Metal Gear Sol >

Жанр: stealth action
Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One, PlayStation 3, Xbox 360
Разработчики: Kojima Productions, Moby Dick Studio и Kojima Productions Los Angeles
Издатель: Konami
Минимальные cсистемные требования: Windows 7/8 64-бит, Core i5-4460 3,4 ГГц или FX-8320, 4 Гб ОЗУ, GeForce GTX 650 или Radeon HD 5850 с 2Гб, 28 Гб на жёстком диске, интернет-соединение для активации.
Рекомендуемые cсистемные требования: Intel Core i7-4790 3,6 ГГц или FX-9590, 8 Гб ОЗУ, GeForce GTX 760 или Radeon R9 280.
Мультиплеер: соревновательный режим Metal Gear Online, обновленная версия которого будет доступна с 6 октября 2015 г.
Рейтинг ESRB: Mature (17+)

Моя история – это мир бесконечной боли, иногда физической, иногда душевной. Я очнулся в больнице несколько дней назад. Врачи сказали, что я пролежал в коме 9 лет (и – да, сейчас 1984 год). Меня называют Биг Босс. Говорили, что я пережил страшный взрыв, изуродовавший меня и поселивший в моей голове осколок, который доктора так и не смогли вытащить. После того как я вышел из комы, я считал, что мои кошмары закончились. Как же наивен я был! Нет, кошмары для Биг Босса еще только-только начинались…

Путь наемника

На самом деле, еще недавний пролог Metal Gear Solid V: Ground Zeroes показал во всей красе, какой именно станет Phantom Pain. Тем страннее было увидеть новый пролог, которым открывается последнее приключение Биг Босса. Узкие и темные коридоры больницы, в которых приходится прятаться от врагов. Жестокие киллеры в одежде профессиональных военных, безжалостно расстреливающие весь персонал и пациентов больницы лишь для того, чтобы устранить одного-единственного человека – именно вас. Ребенок в мешковатой одежде, который владеет телекинезом, а также массивный воспламеняющийся человек. Постановочные спецэффекты, прятки и перестрелки с врагами, погоня на автомобиле с расстрелом преследователя. Все это вполне в стиле серии Metal Gear Solid (особенно узкие коридоры), но совсем не в стилистике Ground Zeroes. Нет, Кодзима нас не обманывал – просто в прологе он показал, что все еще отлично умеет делать первоклассные сюжетные игры с уклоном в фэнтези и хорроры. Сюжет правил бал во втором по счету (после Ground Zeroes) невероятно кинематографичном прологе Phantom Pain. А вот в самой игре бразды правления берет в свои руки Его Величество Геймплей…

Сначала Афганистан, затем Ангола. Самые известные конфликты Холодной войны 80-х годов. Огромные открытые пространства, между которыми путешествует наемник Биг Босс. Там, где льется кровь и стреляют, всегда есть работа для наемников. В качестве врагов – советские солдаты (американоненавистников просим на этот раз не волноваться: в Ground Zeroes Биг Босс точно так же воевал со штатовскими солдатами). Зачем Биг Боссу война? О, все очень просто: он вместе со своими друзьями восстанавливает с нуля собственную наемническую империю. В Индийском океане в районе Сейшельских островов находится нефтяная платформа, ставшая основной базой для команды наемников «Даймонд Догз». В полевых операциях добываются ресурсы, необходимые для развития базы, а также драгоценные камни и даже персонал: легко можно захватывать пленных, отправляя их своим коллегам на компактном воздушном шаре. Со своей стороны, база обеспечивает главного героя новым вооружением, материалами и снаряжением, причем система управления организована очень удобно, да и разработчиков стоит поблагодарить уже хотя бы за одно ее наличие в Phantom Pain. Иногда все-таки хочется отдохнуть от бесконечных секретных операций и заняться решением более мирных вопросов. Не хотите отдыхать, война зовет вас, и чешутся руки пострелять? Что ж, диверсантам и шпионам в Phantom Pain тоже есть где развернуться.

Горячие точки

Ангола и Афганистан представлены двумя огромными картами, по которым разбросаны деревеньки, городки, аванпосты и заставы наших врагов. Верный друг Биг Босса портативный iDroid и радиоприемник заменяет, и аудиокассеты дает прослушать. Возможно, и маячком работает: именно через него можно выбирать определенные задания, которые впоследствии отмечаются на вашей карте. Берем задание, несемся во весь дух к месту работы, а далее – либо ликвидируем нужного человека, либо похищаем его (а иногда похищаем какие-то секретные данные). Спасаем, убиваем, ведем разведку – обыкновенная жизнь шпиона и диверсанта.

Если в Ground Zeroes была только одна большая база с морпехами, то на картах Phantom Pain десятки самых разнообразных площадок для игр. Причем как именно вы будете выполнять задание – это ваше личное дело. Для стелса созданы все условия, и он тут действительно отличный. Можно тихонько снимать часовых, брать их в заложники, выпытывать информацию, оглушать (либо убивать) и прятать где-нибудь в укромном месте. Прятаться в тенях, перебегая от одного укрытия к другому, осторожно обследуя местность. Усыплять бдительность врагов, скрываясь в классических для серии картонных коробках. Скрупулезно подбирать на базе соответствующее конкретной мисси оружие и экипировку. Пробираться по восточным городам и деревенькам, использовать разнообразное вооружение: автомат с глушителем, пистолет с транквилизаторами, собственные руки и ноги. Играется новая Metal Gear Solid столь же великолепно, как и предыдущие части.

Если же вас заметили, тогда геймплей меняется радикально. Солдаты грамотно окружают вас, а если вы слишком долго сидите в укрытии – начинают закидывать гранатами. При уничтожении большого количества врагов солдаты запрашивают подкрепление. Когда враги теряют визуальный контакт, они начинают поиски в том месте, где видели главного героя в последний раз. И даже при подозрительном шуме рядовой противник отправляется проверить, что там случилось. Metal Gear Solid всегда славилась великолепным интеллектом врагов, и новая игра – абсолютно не исключение.

Поклонники серии скажут Хидео Кодзиме спасибо и за превосходный сюжет. И пусть нет былой кинематографичности (на этот раз основная часть истории подается через аудиокассеты, которые главный герой находит на игровых локациях), все равно это новый Metal Gear Solid. С продуманными персонажами, интересным сюжетом, отлично встраивающимся в историю предыдущих игр. И с превосходной, очень качественной картинкой. Не-поклонникам серии игра тоже понравится: здесь есть все, что нужно и любителю стелса, и фанату крутого боевика о спецназе. Оттолкнуть может только пустоватый мир, который нужен этой игре как собаке пятая нога. В Ground Zeroes все было идеально – военная база, утыканная врагами. В Phantom Pain же, когда Биг Босс мечется между заданиями на лошади или на машине, ему только и остается, что расстреливать блокпосты, да брать в плен солдат противника – а это быстро утомляет, тем более на фоне потрясающе интересных миров Far Cry 4 и GTA V. Гораздо лучше было бы сделать набор открытых больших локаций в стиле Ground Zeroes. И еще лучше, если бы нам дали посетить во время нашего приключения побольше разных стран. Все-таки только лишь Ангола и Афганистан – этого маловато для развлечения, тем более в эпоху богатой горячими точками Холодной войны.

Игра в цифрах:

10 -я сюжетная игра в своей серии и последняя Metal Gear от Хидео Кодзимы
11 видов униформы для Биг Босса
1 волко-пес – Ди-Ди, четвероногий напарник героя
5 «специалистов» на уровнях (нужны для улучшения возможностей героя)

Радости:

  • Прекрасно проработанная система развития базы
  • Отлично организованный стелс
  • По-прежнему интересный сюжет
  • По-прежнему превосходно продуманная вселенная Metal Gear Solid
  • Очень умные противники

Гадости:

  • Открытый мир, в котором нечего делать
  • Нет былой кинематографичности
  • Мало локаций для войны

Оценка: 9

У Metal Gear Solid наверняка найдутся и сторонники и противники. Но глупо спорить с тем, что у такого талантливого человека, как Хидео Кодзима, просто не могла получиться плохая игра. Отбросьте совершенно ненужный тут открытый мир и сконцентрируйтесь на выполнении конкретных заданий – тогда вы увидите, что основы Metal Gear остались прежними, а Phantom Pain лишь дала игроку больше свободы для импровизации. Как раз то, что нужно.

Обзор написан по Xbox 360-версии проекта

Источники:
http://www.progamer.ru/games/reviews/metal-gear-solid-v-the-phantom-pain.htm
http://www.igromania.ru/article/26916/CHelovek_kotoryy_prodal_mir_Obzor_Metal_Gear_Solid_5_The_Phantom_Pain.html
http://la.by/news/armiya-bez-gosudarstva-recenziya-na-metal-gear-solid-v-phantom-pain
http://3dnews.ru/920453
http://gameguru.ru/games/metal_gear_solid_5_the_phantom_pain/obzor_metal_gear_solid_v_phantom_pain_a_hideo_kojima_game/articles.html
http://vrgames.by/publ/obzor-metal-gear-solid-v-phantom-pain
http://www.playground.ru/cheats/the_sims_4_polnyj_spisok_vseh_kodov-55452/

Ссылка на основную публикацию